ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРИВОДОВ,. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ. ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Узлы и детали системы привода агрегатов имеют высокую надежность, обусловленную большими запасами прочности шестерен, валов и высокой долговечностью подшипников.
Однако в процессе эксплуатации возможны случаи различных нарушений условий эксплуатации двигателей и возникновения каких-либо неисправностей системы приводов.
К наиболее характерным неисправностям относятся: разрушение подшипников; разрушение шестерен приводов; разрушение валиков (рессор) приводов; разрушение деталей привода стартера.
Разрушение подшипников по своему характеру можно разделить на усталостное разрушение и разрушение из-за недостаточной смазки.
Усталостное разрушение подшипников происходит вследствие пороков материала тел качения (шариков или роликов) или беговых дорожек колец либо в результате повышенных динамических нагрузок из-за неправильной сборки узлов привода. Разрушение подшипников из-за недостаточной смазки происходит обычно в случае недостаточной заправки маслосистемы либо вследствие выбивания масла при нарушении герметичности маслосистемы. Разрушение подшипников из-за масляного голодания сопровождается оплавлением и уменьшением размеров тел качения, а также наплавлением их материала на беговых дорожках колец.
Разрушение шестерен приводов происходит по следующим причинам:
заклинивание зубьев из-за попадания посторонних предметов;
неправильная сборка сочленений шестерен, выражающаяся обычно в нарушении зазоров в зацеплении зубьев;
некачественное изготовление шестерен (подрезка ножки зуба, отклонение профиля зуба от заданного в чертеже, грубая обработка шестерен или неправильная их термообработка).
Разрушение валиков приводов может происходить в результате скручивания, когда крутящий момент, передаваемый валиком, превосходит предел его прочности.
Износ и разрушение шлицевых соединений валов и шестерен, как правило, происходит из-за недостаточной смазки или несоосности соединения. )
Все перечисленные возможные неисправности системы приводов могут быть своевременно выявлены В эксплуатации по следующим внешним признакам:
появление постороннего шума в приводах как при работе’двигателя, так и при его выбеге после выключения или при проворачивании ротора от руки;
потемнение масла или появление в масле металлической стружки;
уменьшение количества масла в маслосистеме и течь масла в сочленениях наружных деталей.
Особое место среди неисправностей системы приводов занимают неисправности привода стартера, основными причинами которых являются различные нарушения нормальных условий эксплуатации. К таким нарушениям относятся:
выключение двигателя стоп-краном при работающей пусковой панели;
перерыв в подаче питания электрической системы двигателя при запуске;
глубокие колебания напряжения генератора аэродромного питания;
повторный запуск двигателя до полной остановки ротора.
Выключение двигателя стоп-краном при работающей пусковой панели может приводить к возникновении* ударных нагрузок в приводе и его поломке, если в процессе запуска ротор двигателя не раскрутился до частоты вращения, при которой происходит отключение стартера.
Для предотвращения возникновения ударных нагрузок необходимо перед закрытием стоп-крана выключить питание пусковой панели, перекрыть стоп-кран, а затем через 2—3 с включить питание пусковой панели для доработки цикла.
При работающей пусковой панели в процессе запуска двигателя перерывы в подаче питания электрической системы приводят к ударным нагрузкам в приводе и,, как следствие, к деформации или разрушению его деталей. Перерывы в подаче питания электрической системы обычно происходят вследствие нарушения контактов в местах разъемов цепей подключения бортовых или аэродромных источников питания, перегорания предохранителей цепи аэродромного запуска, а также подключения аэродромного питания в процессе запуска двигателя от бортовых аккумуляторных батарей.
Во всех этих случаях в электрической системе запуска двигателя происходит кратковременный перерыв питания стартера или за счет разрыва цепи подключения источника питания, или вследствие перехода на другой источник питания (с аэродромного на бортовой или наоборот).
Для предупреждения случаев разрушения привода стартера по этой причине необходимо:
систематически контролировать чистоту и исправность розеток аэродромных источников питания и надежность их подключения перед запуском двигателя;
систематически контролировать состояние контактов разъемов подсоединения бортовых аккумуляторных батарей;
при запуске двигателя от бортовых батарей не подключать аэродромный источник питания.
Ударные нагрузки в приводе могут возникать также из-за глубокого колебания напряжения, подводимого к стартеру, вследствие неисправности электроагрегатов сети питания при запуске двигателя без параллельно подсоединенных аккумуляторных батарей. Для предупреждения поломки деталей привода стартера запуск двигателя от агрегатов АПА необходимо производить только с параллельно подключенными аккумуляторными батареями, что исключает колебания напряжения.
Возникновение ударных нагрузок в приводе возможно — также в случае позднего (с запаздыванием) включения муфты свободного хода. На работу муфты существенное влияние оказывает вязкость масла. При низких температурах вязкость масла повышается, и поэтому для ввода роликов муфты свободного хода в зацепление требуются значительные усилия, а следовательно, и большая частота вращения. Этим объясняется запаздывание включения муфты и последующее ударное включение, которое может приводить к деформации и разрушению деталей привода.
Кроме того, в случае запоздалого включения муфты происходит раскрутка стартера без нагрузки до максимальной частоты вращения, что в момент включения муфты также приводит к ударным нагрузкам на зубья шестерен и рессору.