ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРИВОДОВ,. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ. ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

Узлы и детали системы привода агрегатов имеют высокую надежность, обусловленную большими запа­сами прочности шестерен, валов и высокой долговеч­ностью подшипников.

Однако в процессе эксплуатации возможны случаи различных нарушений условий эксплуатации двигате­лей и возникновения каких-либо неисправностей систе­мы приводов.

К наиболее характерным неисправностям относятся: разрушение подшипников; разрушение шестерен приводов; разрушение валиков (рессор) приводов; разрушение деталей привода стартера.

Разрушение подшипников по своему характеру мож­но разделить на усталостное разрушение и разрушение из-за недостаточной смазки.

Усталостное разрушение подшипников происходит вследствие пороков материала тел качения (шариков или роликов) или беговых дорожек колец либо в ре­зультате повышенных динамических нагрузок из-за не­правильной сборки узлов привода. Разрушение подшип­ников из-за недостаточной смазки происходит обычно в случае недостаточной заправки маслосистемы либо вследствие выбивания масла при нарушении герметич­ности маслосистемы. Разрушение подшипников из-за масляного голодания сопровождается оплавлением и уменьшением размеров тел качения, а также наплав­лением их материала на беговых дорожках колец.

Разрушение шестерен приводов происходит по сле­дующим причинам:

заклинивание зубьев из-за попадания посторонних предметов;

неправильная сборка сочленений шестерен, выра­жающаяся обычно в нарушении зазоров в зацеплении зубьев;

некачественное изготовление шестерен (подрезка ножки зуба, отклонение профиля зуба от заданного в чертеже, грубая обработка шестерен или неправильная их термообработка).

Разрушение валиков приводов может происходить в результате скручивания, когда крутящий момент, пере­даваемый валиком, превосходит предел его прочности.

Износ и разрушение шлицевых соединений валов и шес­терен, как правило, происходит из-за недостаточной смазки или несоосности соединения. )

Все перечисленные возможные неисправности систе­мы приводов могут быть своевременно выявлены В эксплуатации по следующим внешним признакам:

появление постороннего шума в приводах как при работе’двигателя, так и при его выбеге после выклю­чения или при проворачивании ротора от руки;

потемнение масла или появление в масле металли­ческой стружки;

уменьшение количества масла в маслосистеме и течь масла в сочленениях наружных деталей.

Особое место среди неисправностей системы приво­дов занимают неисправности привода стартера, основ­ными причинами которых являются различные наруше­ния нормальных условий эксплуатации. К таким нару­шениям относятся:

выключение двигателя стоп-краном при работающей пусковой панели;

перерыв в подаче питания электрической системы двигателя при запуске;

глубокие колебания напряжения генератора аэро­дромного питания;

повторный запуск двигателя до полной остановки ротора.

Выключение двигателя стоп-краном при работающей пусковой панели может приводить к возникновении* ударных нагрузок в приводе и его поломке, если в про­цессе запуска ротор двигателя не раскрутился до час­тоты вращения, при которой происходит отключение стартера.

Для предотвращения возникновения ударных нагру­зок необходимо перед закрытием стоп-крана выключить питание пусковой панели, перекрыть стоп-кран, а затем через 2—3 с включить питание пусковой панели для до­работки цикла.

При работающей пусковой панели в процессе запус­ка двигателя перерывы в подаче питания электрической системы приводят к ударным нагрузкам в приводе и,, как следствие, к деформации или разрушению его дета­лей. Перерывы в подаче питания электрической систе­мы обычно происходят вследствие нарушения контак­тов в местах разъемов цепей подключения бортовых или аэродромных источников питания, перегорания предо­хранителей цепи аэродромного запуска, а также под­ключения аэродромного питания в процессе запуска двигателя от бортовых аккумуляторных батарей.

Во всех этих случаях в электрической системе за­пуска двигателя происходит кратковременный перерыв питания стартера или за счет разрыва цепи подключе­ния источника питания, или вследствие перехода на другой источник питания (с аэродромного на бортовой или наоборот).

Для предупреждения случаев разрушения привода стартера по этой причине необходимо:

систематически контролировать чистоту и исправ­ность розеток аэродромных источников питания и на­дежность их подключения перед запуском двигателя;

систематически контролировать состояние контактов разъемов подсоединения бортовых аккумуляторных ба­тарей;

при запуске двигателя от бортовых батарей не под­ключать аэродромный источник питания.

Ударные нагрузки в приводе могут возникать так­же из-за глубокого колебания напряжения, подводимо­го к стартеру, вследствие неисправности электроагрега­тов сети питания при запуске двигателя без параллель­но подсоединенных аккумуляторных батарей. Для пре­дупреждения поломки деталей привода стартера запуск двигателя от агрегатов АПА необходимо производить только с параллельно подключенными аккумуляторны­ми батареями, что исключает колебания напряжения.

Возникновение ударных нагрузок в приводе возмож­но — также в случае позднего (с запаздыванием) вклю­чения муфты свободного хода. На работу муфты сущест­венное влияние оказывает вязкость масла. При низких температурах вязкость масла повышается, и поэтому для ввода роликов муфты свободного хода в зацепле­ние требуются значительные усилия, а следовательно, и большая частота вращения. Этим объясняется запаз­дывание включения муфты и последующее ударное включение, которое может приводить к деформации и разрушению деталей привода.

Кроме того, в случае запоздалого включения муфты происходит раскрутка стартера без нагрузки до макси­мальной частоты вращения, что в момент включения муфты также приводит к ударным нагрузкам на зубья шестерен и рессору.